Translate

четверг, 19 мая 2016 г.

Черным по белому: гронингенские сэмплеры (часть 3)


Пока мои читатели не разъехались на летние каникулы, публикую окончание статьи о гронингенских сэмплерах и их создательницах и с чистой совестью беру тайм-аут :) Заключительная часть не так насыщена собственно рукодельной тематикой, но именно этот рассказ я люблю больше всего. Он кажется мне тихим неспешным разговором за чашкой душистого чая, в кругу семьи и самых близких друзей. Черно-белые фото, пачка пожелтевших писем, старый дневник или, быть может, безделица, чудом сохранившаяся на дне бабушкиной шкатулки - каждая вещь готова поделиться воспоминаниями... А что делать, если почти ничего осязаемого от прошлого не осталось? На помощь приходят скупые данные генеалогии. Оказывается, даже лаконичные даты метрических книг способны рассказать очень многое. Например, историю любви.





Для новых читателей блога - условия использования материала здесь
Часть первая - здесь.
Часть вторая - здесь.


(окончание)
***





История одной вышивальщицы


Редко какой старинный сэмплер имеет точную атрибуцию: время, чудом пощадившее творение вышивальщицы, уничтожает самое имя ее. Лаконичные инициалы на полотне обычно не могут нам ничего рассказать о своих создательницах, если только потомки бережно не сохранили семейные воспоминания. Но этому сэмплеру повезло: мы знаем не только имя той, что его создала, но и можем восстановить ее семейную историю.



Сэмплер Aike Elzes Snelter 1852


Этот сэмплер был вышит черным шелком, как гласит дата на светлом льне, в 1852 году. В этой работе есть всё, что отличает классические гронингенские образцы: изящный бордюр, двухъярусность и зеркальная симметрия, две "коронованные G" в нижнем ряду, пышные цветущие ветви в вазе и корзинах, две виноградные арки и два петушка, смотрящие друг на друга и как будто дразнящиеся... Внизу несколько зашифрованных в инициалы имен – возможно, родителей? К счастью, вышивальщица оставила свое полное имя - Aike Elzes Snelter, а ее потомки сберегли семейные реликвии. Благодаря этому у нас есть возможность познакомиться с автором сэмплера поближе.


Айке Элзес Снелтер (Aike Elzes Snelter) родилась 10 апреля 1839 года в местечке Хорн (близ Ведде, что в 8 км от Винсхотена, в регионе Олдамбт, на востоке провинции Гронинген). На момент создания вышивки ей было 13 лет. Из ее родословного древа, восстановленного местными любителями генеалогии, мы знаем, что ее отцом был фермер Элзо Гертс Снелтер (Elzo Geerts Snelter, 1803-1872), а матерью - Гертье Карсьен Эденс (Geertje Karsien Edens, 1806-1841). В браке ее родители прожили совсем недолго, около трех лет: Гертье умерла в возрасте 35 лет в родах второго ребенка. Первый важный вывод из этих скупых биографических дат: девочка, создавшая этот сэмплер, уже в двухлетнем возрасте потеряла мать... Благодаря архивным данным наша версия о том, что на сэмплере запечатлены инициалы родителей, подтверждается: EGS – это отец, а GKE – покойная мать. А инициалы KS, расположенные по обеим сторонам центральной вазы, - это имя умершего новорожденного братика, Карсьена Элзеса Снелтера (Karsien Elzes Snelter).



Какая же судьба выпала на долю Айке? Никаких сведений о том, что овдовевший отец поспешил жениться вновь и привести в дом мачеху, у нас нет – остается только удивляться, как фермер в одиночку вырастил малютку-дочь. Возможно, не обошлось без заботливой родни – и уж точно не без школы-пансиона, где, собственно, Айке и научилась грамоте и рукоделию. От ее детских времен сохранился то ли дневник, то ли блокнот за 1848 год, в котором она составила для себя расписание молитв на целую неделю: молитва утром в понедельник перед школой, молитва в школе, молитва после школы и так до вечера пятницы. Айке тогда было 9 лет.


Дневник Aike Elzes Snelter  за 1848 год



20 мая 1862 года, в возрасте 23 лет, Айке обвенчалась с 30-летним потомственным фермером Берендом Энгелсом Ренкеном (Berend Engels Renken, 1831-1920). На следующий год у молодоженов родился первенец - Энгел Берендс (Engel Berends). В течение десяти лет в семье родились еще четверо детей - три сына и дочка.




Фото (1870) годовалой дочери Aike Elzes Snelter  - Geertje Renken. Гертье, названная в честь бабушки, прожила долгую жизнь, скончавшись в 1966 году в Врисхело в возрасте 96 лет


В 1870 году разросшееся семейство перебралось на большое ранчо в селе Врисхело (Vriescheloo), под Беллингведде. Их прекрасно отреставрированный фермерский дом, в традиционном для этого района стиле, можно увидеть и ныне. Рядом с входной дверью в стене размещены два мемориальных камня с инициалами: слева - EBR (муж, Engel Berends Renken), справа - AES (Aike Elzes Snelter). Над центральным чердачным окном зафиксирована дата постройки - 1870. Жилая и хозяйственная части находятся под одной крышей, что нисколько не лишает этот коттедж солидности и основательности.



Семейное ранчо Ренкенов 1870 года постройки (Врисхело, близ Беллингведде). Здесь Айке прожила со своими близкими семь последних лет своей жизни


Жить бы да поживать большой и дружной семье в этом красивом новом доме. Но не все было благополучно. Одного из сыновей родители потеряли в четырехлетнем возрасте, и потому самого младшего ребенка назвали в память о нем - Хендрик (Hendrik). Но и над младшим Хендриком как будто тяготел злой рок: он скончался в 34 года от пневмонии. Может быть, и хорошо, что Айке об этом уже не узнала – потеря еще одного ребенка была бы для нее невыносима... Айке умерла в возрасте 37 лет, в воскресенье, 7 января 1877 года. Мы не знаем, что стало причиной ее ранней смерти: несчастный случай, болезнь или осложнения беременности. Не сложно заметить, что Айке повторила трагическую судьбу своей рано ушедшей матери. Ее единственной дочке Гертье на тот момент было 8 лет, а младшему сыну – 3,5 года. В своем новом доме Айке провела всего семь лет, счастливых и трагических одновременно.


Какая короткая жизнь. Как много горя с раннего детства узнала эта молодая женщина, счастье как будто ускользало от нее, едва посулив надежду... Да, всё так, но, с другой стороны, о многих ли обывателях, закончивших свой век в кругу семьи и друзей, вспоминают незнакомые люди спустя полтора века? Айке повезло: дети не забыли ее, и, несмотря на потери, семья жила дальше, рождались внуки, в доме звучали новые детские голоса, в сердце хранились воспоминания, а в семейном архиве - фотографии. Мы и сейчас можем увидеть на старых карточках семейство Айке и даже посмотреть ей самой в глаза.




Семейство дочери Айке - Гертье Ренкен, вышедшей замуж в возрасте 28 лет за 37-летнего фермера Янса Вуббеса Тхоолса (Jans Wubbes Thools). Самого младшего из детей держит на коленях няня. Фото 1907 года. В возрасте 64 лет Янс, работая в конюшне, получил серьезную травму головы, однако прожил еще 25 лет, скончавшись в 1950 году.





Супруги Berend Engels Renken и Aike Elzes Snelter. Это единственные сохранившиеся фотографии Айке и ее мужа



На этом фото Айке 31 год. В этом году, 1870-м, она как раз справляла новоселье. Сдержанное, волевое, решительное, но не суровое, не злое лицо. Просто стойкая женщина, вынесшая немало бед на своих плечах, рано осиротевшая и мечтавшая дать своим детям чувство дома, семьи, родного гнезда. Не получилось... Или все-таки получилось? Может, не случайно ее овдовевший муж так и не женился вновь, пережив любимую Айке на полвека и подняв в одиночку на ноги четверых детей. Кажется, все-таки это была история любви?

***