Translate

четверг, 18 февраля 2016 г.

Осень Средневековья. Long Dog Samplers - Groningen





Приветствую всех, друзья мои – и старых знакомцев, и тех, кто случайно забредает сюда на огонек! (да-да, огонек тут всё еще теплится, хотя в это и сложно поверить :) - на самом деле работа кипит, но об этом чуть позже). Работа, о которой я хочу вам сегодня рассказать, получилась не только долгожданной, но и долго ждавшей. Ни прошлой весной, когда я закончила этот образец, ни летом, когда отсняла его, ни даже разноцветной осенью его показывать было нельзя, некстати. А вот нынешнее монохромное межсезонье очень созвучно навеянному вышивкой настроению. Откуда же тогда осень в публикуемом на исходе зимы посте? – спросите вы. Совсем не случайно. Но давайте обо всем по порядку.




Сегодня покажу вам Гронинген. Странный мир, где люди даже на свадьбы ходили в черном. Черными были и их вышивки. Не знаю, были ли черными их мысли – во всяком случае, они боролись за чистоту своих помыслов, читая Библии в черных переплетах... Думаю, после такого вступления, как в детской страшилке про "черную-черную комнату", вам представилось что-то очень аскетичное и суровое :) Но если познакомиться с этими людьми поближе, то станет ясно, что и они совсем живые, знакомые не только со Страстями Христовыми, но и со вполне земными и человеческими.




Гронинген я уже бегло упоминала в прошлогоднем посте о вышивках Фрисландии. Нидерландская провинция Фрисландия граничит с Гронингеном на северо-востоке. Именно этим соседством объясняется появление у фризов совсем нехарактерных для них монохромных вышивок. Что интересно, в сам Гронинген эти черные монохромы пришли, по всей видимости, из соседних немецких земель. Вот и говори после этого, что открытые границы и культурный обмен – это новшество нашего времени.


Мой собственный "Гронинген" вышит по схеме из уже знакомой вам книги Джулии Лайн, дизайнера марки Long Dog Samplers. Два отшитых из этого сборника сэмплера я уже показывала – это L'arbre de Noé и Cranston. Черно-белый лаконичный образец привлек мое внимание еще при первом знакомстве с книгой: мимо столь роскошного бордюра из цветков роз пройти было невозможно. Но взяться за него тогда, несколько лет назад, я не решилась: не было опыта вышивки на мелком льне, а на 32-м каунте работа получилась бы слишком огромной – 60х30 см. Но время идет, планы растут, навыки совершенствуются, и вот уже замахиваешься и на 40-й лен :) Я уже практически год не бралась за более крупные каунты. К тому же кризис весьма располагает к экономии ниток – на 40-м их уходит минимум в 2 раза меньше :) Глаза, конечно, поначалу устают, поэтому главное – не забывать о хорошем освещении и отдыхе. Очень скоро зрение адаптируется к мелкой основе, да так, что при отшиве "Гронингена" меня преследовало ощущение просвечивающей основы – скорее оптическая иллюзия, вызванная сильным контрастом цвета ниток и ткани.




Я не знаю, брала ли дизайнер за основу при разработке схемы какой-то реальный исторический образец, как это делают большинство реконструкторов старинных схем. Одно могу сказать точно – дизайн вобрал в себя лучшие черты гронингенских вышивок. Более подробно я расскажу об истории черно-белых образцов Гронингена в отдельном посте, а здесь могу только отметить, что автору удается сделать не реплики, не буквальные копии сохранившихся старинок, а новые дизайны "по мотивам". Это отличительная черта данного производителя, и я каждый раз задаюсь вопросом, где автор черпает идеи и как строится творческий процесс. Сильно подозреваю, что этот момент связан с правообладанием. Еще один пример того, как должен поступать уважающий себя разработчик-продавец схем: вдохновляйся, но не штампуй копии. Или творчески преображай увиденное, или плати за воспроизведение. Разговоры о "бесплатности" музейных вышивок и отсутствии правообладателей предлагаю во избежание неприятных инцидентов считать юридической неосведомленностью. Права на коммерческое использование экспонатов (т.е. на извлечение прибыли) принадлежат хранилищам, которые тратят свои ресурсы на сохранение культурного наследия.




Как пишет Джулия в комментарии к этому дизайну, его вытянутая форма характерна для большинства сэмплеров Гронингена. Это не совсем так, как мы увидим из исторического обзора. Завершив работу, я даже пожалела, что не догадалась "надстроить" второй ряд мотивов и сделать форму дизайна более уравновешенной и квадратной. Почему-то вытянутые что вверх, что вширь панели я люблю меньше и тяготею к большей компактности. А вот обрезать этот сэмплер по бокам нельзя – он совершенно симметричен, симметрия является почти обязательной чертой гронингенских образцов. 





Собственно, за счет симметрии количество использованных здесь мотивов не так уж велико. По центральной оси расположены геральдический орел под короной и совершенно великолепная виноградная арка – цветущий куст, увенчанный виноградной лозой. Ради одной этой лозы с тяжелыми гроздьями стоило вышить сэмплер! Впрочем, внимание на себя тут же перетягивают симметрично расположенные слева и справа высокие вазы с изящными ручками, поддерживаемые оленями с ветвистыми рогами. В вазах стоят букеты с крупными и мелкими цветами, из которых уверенно можно назвать только тюльпаны и, пожалуй, очень условно переданные гвоздички. Хорошо узнаваемые тюльпаны, конечно, не случайны в голландской вышивке: достаточно вспомнить охватившую Нидерланды в XVII веке тюльпаноманию. Селекция этих нежных цветов, привезенных из Турции, была невероятно выгодным занятием: коллекционеры-нувориши были готовы авансом платить целые состояния даже за еще не выведенные сорта, началась настоящая биржевая игра на луковицах, разорившая массу людей. За три тюльпанные луковицы в 1634 году некто купил два каменных дома в Амстердаме! Многие выведенные тогда сорта позднее были навсегда утрачены и сегодня известны только по старинным ботаническим атласам. Последующая история тюльпана в Европе вызывала взлеты и падения экономики, отражала политические катаклизмы и смены общественной моды. Вот такой важный для страны цветок запечатлен на голландском сэмплере!




Если вы помните рассказ о вышивках Фрисландии и их типологии, то, наверное, сможете предположить, вышивальщице какого возраста мог бы принадлежать сэмплер, разработанный Long Dog, – опытной или начинающей? В качестве подсказки могу отметить, что этот заметный элемент присутствовал не во всех гронингенских вышивках, ибо был обязательным лишь для самых юных. Принимаю ваши версии в комментариях :)





Работа над этой вышивкой шла достаточно быстро, основной сложностью был богатый бордюр, отнявший, наверное, половину времени. Немного побаивалась, что он не сойдется (шью ведь всегда без разметки) – но, слава богу, все обошлось. Подумываю, где еще можно применить такой интересный небанальный мотив. Правда, вышивать головные монохромные ленты, как голландские вышивальщицы прошлых веков, все же не стала бы – уж больно утомительно и непрактично :)



 



В процессе меня не покидали мысли о сходстве черных монохромов с книжной графикой. Белые поля, черные символы, рассказывающие интересные истории, – чем не "вышитая" книга? Джулия Лайн сообщает, что мотивы для такого рода вышивок печатались в старинных сборниках начиная с XVI века. Видимо, книжная ассоциация не случайна. Еще большим было мое удивление, когда я узнала, что именно в Гронингене родился и работал известный философ и историк культуры Йохан Хёйзинга. Это имя знакомо любому студенту-гуманитарию, а его знаковая работа "Осень Средневековья", посвященная истории западноевропейского и прежде всего нидерландского искусства эпохи позднего Средневековья и Возрождения, входит в обязательный список чтения в вузах. Хёйзинга родился в семье священника-меннонита – если вы помните, мы говорили об этом тайном течении в протестантстве, о преследованиях меннонитов властями и о том, как исследователям по крупицам удается собирать информацию о менонитских родословных в том числе с помощью инициалов и имен на сэмплерах. К счастью, гонения не затронули отца Хёйзинги - в XIX веке меннониты уже жили открыто. Чего не скажешь о судьбе самого Йохана: 70-летний ученый, профессор Лейденского университета, в 1942 году был подвергнут травле немецкими оккупантами за осуждение нацизма и антисемитизма, отстранен от преподавания и несколько месяцев провел в концлагере. Хёйзинга буквально пары месяцев не дожил до победы над нацизмом и освобождения родных Нидерландов. Памятником его исследовательскому служению и его непреклонной верности правде и справедливости остались его глубокие работы.





В память об этом нравственном и смелом человеке, уроженце Гронингена, я иногда называю этот черный гронингенский сэмплер "Осенью Средневековья". И пусть за окном меняются сезоны и часы не замедляют времени бег, теперь у меня дома всегда будет жить моя собственная "осень Средневековья", черный лаконичный образец – образец строгости, сдержанности и силы духа. Моей в том числе – а что, ведь вышить такое не шутка :)

Ну и напоследок, прощальным аккордом, не по погоде, но для атмосферы. Как вы понимаете, более всего мне в этих строчках нравятся "старые книги" :)


Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Борис Пастернак


***

68 комментариев:

  1. спасибо за пост, интересно и очень красиво

    ОтветитьУдалить
  2. Ника,обалдеть можно! Как все сложно,глубоко,интересно,загадочно!!! Тебе надо писать докторскую на тему вышивки! Я в приемной комиссии!;) Спасибо тебе большое,очень интересно!Подозреваю сердечко с короной, с четырех сторон в нем есть веточки.Это может говорить о знатном роде,и короны везде в семплере.Если речь идет о юной деве вышивальшице. хотя мне трудно,по правде!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лик, ты преувеличиваешь мои возможности )) Я себя чувствую практически первоклашкой, открывая этот незнакомый мне мир.
      Мудрено я загадки загадываю... Переформулирую: сколько примерно лет могло бы быть вышивальщице этого сэмплера (будь он настоящим)? До 10, скажем, или больше 10? Подсказка - на фото под вопросом, отгадка - в посте по Фрисландии (разновидности сэмплеров у голландцев, наличие/отсутствие этой детали зависит от опытности ученицы).

      Удалить
  3. Спасибо, Ника, я уже волноваться начала, где ты :-) я очень далека от темы средневековья и Северной Европы, ничегошеньки не знаю - не мое время и место, но, как и про все неизведанное, очень интересно читать :-) сэмплер красив, благороден.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташик, год начался как-то... монохромно :)) Не первый год такой, с тяжким переходом из старого в новый. Но ничего, прорвемся ))
      Пока готовила посты по этой теме (этот как затравочка), пересмотрела огромное количество изобразительного материала по позднему Средневековью/Возрождению, малым и большим голландцам... Поняла, что если раньше симпатизировала этой эпохе на уровне визуального восприятия, то сейчас просто влюбилась в детали, символику, так интересно эти загадки разгадывать, как книгу читаешь. Мечта просто - попасть в крупное европейское собрание ранней нидерландской живописи или в Метрополитен-музей, там такие вещи, ммм! К счастью, в России тоже много чего прекрасного есть.

      Удалить
    2. C твоим талантом исследователя и рассказчика тебе просто необходимо туда :-) Так что пожалуйста, пиши, очень много благодарных читателей у тебя - открываешь для себя вещи, которые просто как бы и не существовали :-)

      Удалить
  4. Наверное девочке было бы 7-9 лет ) а обязательный элемент - это алфавит )
    Твои истории, Ника, слоно уроки, на которых узнаешь нечто новое, раньше далекое, а теперь ставшее гораздо ближе и понятнее, благодаря тому, что чей-то пытливый ум и неугомонная душа взяли на себя труд пропустить через себя давно потерянные знаки, забытые смыслы и утраченные тайны. Спасибо тебе.
    А работа очень красивая, тонкая и изящная, и вправду, будто прозрачная, высвечивающая на поверхность вязь чужих и давних традиций, мыслей и фантазий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, ты просто не дала развиться дискуссии и спорам по поводу моей загадки - уложила всех на лопатки :) я аж рифмами от восхищения заговорила :) Точно, эта деталь - алфавит, обычно они у "первоклашек" были.
      Спасибо тебе за теплые слова, я всегда пишу посты с мыслями о том, что вы их будете читать, обдумывать, критиковать, не соглашаться со мной и давать обратную связь :)) т.е. это не в стол пишется, а адресовано каждому читателю, которого я помню, ценю и дорожу. И хочется, чтобы каждый смог найти что-то полезное для себя - кому-то нравятся картинки, кому-то всякие технические подробности, а кому-то - вот эта вязь чужих традиций, которые становятся ближе и понятнее. Я честно признаюсь, что только блог и читатели стимулируют меня узнавать что-то новое и выдавать какой-то небанальный продукт. Так что спасибо вам всем за совместное творчество!

      Удалить
  5. И я сразу про алфавит подумала)))
    Как я рада, что ты появилась! Вспоминала в последнее время очень часто - ну очень хотелось узнать, какой же семплер следующий)) Ух! Он чудесен! Жаль конечно, что ты не показываешь полный вид, но это и стимул для меня - вышивать! В этом году решила хоть один, но сделать.
    Спасибо огромное за рассказ! Какая ты умница, столько всего узнаешь и потом с нами делишься!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, ты тоже уже явно не новичок в понимании сэмплеров :) Ага, это алфавит, и этот (скомпонованный, не настоящий) образец был бы вышит совсем маленькой девочкой, начавшей изучать азбуку.
      Делай-делай, там много еще не освоенного мною, хочется посмотреть, как они вживую будут выглядеть. Сразу советую делать ксерокопии с увеличением - чтоб не мучиться, как я, в процессе :)

      Удалить
  6. Я впечатлена! Не только вышивкой, но и глубоким, прознавательным рассказом!!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень хочется увидеть работу целиком. Такой мелкий каунт, Вы просто героиня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да каунт нормальный, не сильно мельче 36-го :) На белом так вообще прекрасно идет, вот бежевый уже чуть потяжелее. Вот тут есть фото целиком - http://severnoe-leto.gallery.ru/watch?a=bzoM-nZAa

      Удалить
  8. Потрясающе! Ника, конечно, увлеклась Историей... и полностью картинку не показала. А я так ждала, что вот, после этого абзаца, ну вот еще один, ах, после этого, ну, за-ин-три-го-вала, - и вот наконец - и нет! Нет никакой большой и полной фотографии! Но я знаю, как это трудно и почти невозможно, особенно, если он не компактный, как ты пишешь, а вытянутый, - полностью не сфотографируешь. А у тебя такие фотографии! Прекрасные, волшебные. Текст перечитаю еще раз обязательно. А может, и не раз. Я всегда у тебя так делаю) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, принимаю заслуженную критику :)) Ты права, полное фото нужно - но мне не удалось его снять красиво, сэмплер очень длинный, узкий, и для такой постановочной съемки нужно много свободного места, не разложиться мне было. В общем, нет пока возможности превратить дом в фотоателье, а на улице у нас делать фото еще проблематичнее, нет в округе ни одной "фотогеничной" стены или поверхности, а идти/ехать далеко чаще всего нет времени... Пришлось обойтись процессуальным фото, ты можешь увидеть его в альбоме на Галерее - http://severnoe-leto.gallery.ru/watch?a=bzoM-nZAa.

      Удалить
    2. Ещё раз посмотрела твои картинки в Галерее. Изумительные работы. Всё же как важно иметь хороший вкус. Чтобы не только выбирать красивые дизайны, вышивать их, но и сохранять для других, вот так, в фотографии. Наверное, именно в Галерее качество фото выходит на первый план. Сто раз останавливала себя, что я пришла посмотреть на вышивку, а смотрю на фото. Фото вышивки, конечно. Так вдохновляет! Хочется вышивать и вышивать. Спасибо тебе!

      Удалить
  9. Девочки, я в темпе вальса, с работы отвечаю - вернусь поговорить вечером! Полностью дизайн можно посмотреть на Галерее (альбом открыт), просто само фото там скорее техническое, вот и не стала сюда ставить, да и просто устала грузить фотки ))) Спасибо, что даете обратную связь!

    ОтветитьУдалить
  10. Ника, спасибо за ещё один чудесный экскурс в историю! Очень не хватает здесь фотографии семплера целиком. Мой вариант о возрасте вышивальщицы был озвучен выше - девочка начального школьного возраста.
    Очень интересный сюжет и тонкая работа! Вы не могли бы сказать название книги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, приветствую :) Вы, по-моему, единственный для меня развиртуализированный читатель в сегодняшнем посте, все остальные любимые и дорогие гости - из дальних стран и городов ))
      Про книгу я писала в посте про "Дерево Ноя" (там ссылочка в тексте активная) и в красном сэмплере - здесь не стала повторяться, чтобы не наскучить своими традиционными жалобами на качество печати этсетера. На самом деле масштаб бедствия с этой книгой особенно заметен на этом черном сэмплере - там вообще не виден бэк (а он там предусмотрен, просто я его не люблю и обычно не шью), сливаются черные клеточки и сама схема больше итоговой работы (это видно на фото в Галерее, где вышивка лежит на схеме - вышивка меньше! при том что сама вышивка большая, около 45-50 см по длинной стороне). Вот такие дела. Но спустя почти год :) об этом уже и не думаешь - другие воспоминания и ассоциации рождает эта работа.

      Удалить
    2. Спасибо, нашла информацию о книге. Не смотря на то, что предусмотрен бэк, работа выглядит законченной. Сейчас перечитала посты (этот и о дереве Ноя) и ещё раз насладилась историями и фотографиями. Спасибо за такие интересные заметки!

      Кстати, о Хёйзинга и о том, что его знает каждый гуманитарий. У нас я не припомню его даже в списках (которые я не все прочла и поныне). Так что полюбопытствую о нём и его труде, очень прониклась Вашим настроением.

      Удалить
    3. Света, я сама не все успевала прочитывать, эти списки обычно даются с осознанием того, что всё объять невозможно, и большей частью идут как самообразование. Так что не грех и спустя годы добраться до каких-то полезных вещей. А я сейчас задумалась после ваших слов, может быть, Хёйзингу не изучают филологи и журналисты... Точно знают все искусствоведы, культурологи, историки, а в советское время (перевод был выполнен в 1988 году) она стала чем-то вроде must-have для широкой читающей публики, хотя сама по себе работа довольно старая, 1907 года. Но у нас просто было относительно мало переведенных западных исследований, и первые ласточки воспринимались на ура. На Западе книга тоже превратилась из научного труда в беллетристику, и это странно, потому что читать ее нелегко - все-таки нужна гуманитарная подготовка. Гораздо понятнее и легче для чтения тот же Ле Гофф, но он в основном на французском материале работал, эпохи классического Средневековья. Нидерланды вообще хуже освещены в литературе, по крайней мере в доступной нам здесь, может быть, поэтому книга Хёйзинги до сих пор актуальна.

      Удалить
    4. Неточно написала - в 1907 возник замысел книги, а опубликована она после Первой мировой, в 1919 году.

      Удалить
    5. А вот Ле Гоффа упоминал один мой профессор точно! Культурологии у моего отделения не читали вообще, мы писали реферат. Зато у нас были безумно интересные авторские курсы, такие как Русская религиозная философия, Креациология или Наука о творчестве, Имагология (образ России в литературном сознании Запада) и другие. А пробелы будем заполнять! Я вообще не мыслю себя без развития. Косность хуже смерти.

      Удалить
  11. Вот это научный доклад:)))) Спасибо большое, очень позновательно. А вышивка, очень изящная и красиво показана:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ира, мне приятно, что вам как опытному фотографу понравилась презентация. Хотя... нет предела совершенству - во всю длину я так и не смогла художественно снять, не вмещалось ни в объектив, ни на стол )))

      Удалить
  12. Belle broderie, l'article complet et intéressant. Merci de partager vos études avec nous.
    Je regrette de ne pas connaître la Russie et avoir à lire dans la traduction automatique.
    Câlins de Toscane

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Salut, Alessandra! Je suis contente de vous voir :) Je lis aussi tous les blogs et les sites étrangères par la traduction automatique. Certains détails du texte sont perdus, mais seulement ainsi je peux comprendre le sens. Google aide à me faire les postes sur l'histoire - en Russie il y a très peu de livres et informations sur broderie occidentale.

      Удалить
  13. Ника, спасибо огромное! Сэмплер просто чудесный, такой нежный, воздушный! и какая кропотливая исследовательская работа проделана! просто восхищаюсь! спасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо, что приходите - приятно видеть знакомые лица и имена, хотя я так редко пишу, что все уже могли разбежаться :) Надеюсь в течение недельки загрузить большой обзорный пост, надо только доработать картинки к нему. Так что заглядывайте :)

      Удалить
    2. Нет-нет, я-то точно не разбегусь:) всегда с интересом и благодарностью жду новых постов!

      Удалить
  14. Ника,спасибо большое! За потрясающую работу,за дивный рассказ,за прекрасные фотографии..Благодаря Вам, изысканная вышивка, воспринимается уже не просто, как интересный черно-белый дизайн..История, тайны, традиции давно ушедших времен..Захватывающе интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо, что разделяете мое увлечение :) Иметь единомышленников очень важно в любом начинании!

      Удалить
  15. Рассказ прочла на одном дыхании, но больше всего понравилось твое настроение и романтическая составляющая. После своего "лонгдога" изучила блоги Джулии от корки до корки)) Интереснейшая личность. Думаю, только таким увлеченным исследователям удаются по-настоящему "живые" разработки.
    Ника, спасибо тебе))
    Сэмплер потрясающий!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, мне кажется, она немного "помешанная"... в хорошем смысле слова :)) Такая, чудаковатая и немного не от мира сего )))
      В следующий раз покажу, откуда она взяла мотив этого розового бордюра!! Я нашла его в реальной старинной вышивке, увидите потом в записи :)) Так что не переключайтесь (с)

      Удалить
  16. Да-а-а.... Ника, я, как всегда, после прочтения и просмотра твоих постов пребывают в восторженном ступоре. Так как совершенно не могу поддержать беседу по истории и нюансах этой чудной вышивки, могу сказать только, что это очень красиво! Просто невероятно! И фото такие прекрасные, настроенческие.
    Ты знаешь, я не большой знаток темы семплеров и примитивов в вышивке, но не могла не поддаться очарованию этих удивительных дизайнов, стала изучать вопрос. Пока могу сказать, что больше всего мне нравятся дизайны именно Лонг Дог. А подкупили они, кроме красоты еще и тем, что мне кажется, что Джулия Лайн очень глубоко изучает темы и стилистику своих дизайнов. У неё не подделка, не "а ля", а настоящая грамотная стилизация и старинных семплеров, и национальных мотивов. Её дизайны с настоящей душой, с подлинной историей.
    А тебе огромное спасибо за такой интересный и познавательный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вот слово "стилизация" очень-очень уместно в отношении творчества этой художницы. Сейчас поздно вечером ехала из "Библио-глобуса", нагруженная книгами (как обычно :)), читала в метро как раз про стилизацию - что это очень трудоемкая и сложная вещь, требующая знания уже существующих форм и их переосмысления. Такой творческий плавильный котел. Мне кажется, грамотно стилизовать намного труднее, чем буквально воспроизвести уже существующий образец (как это часто делают многие дизайнеры). И хотя реконструкция тоже труд, тоже требует безупречного чувства цвета, формы, но сделать совсем новое из уже известного - это высший пилотаж. Ну а обращаясь к старинным работам, я каждый раз поражаюсь, как же дети делали такие чудесные вещи, вдохновляющие многих взрослых спустя столько веков. Как вообще строился этот процесс, руководили ли ими или это было свободной импровизацией? Так хочется заглянуть туда и подсмотреть секреты...

      Юль, спасибо, что читаешь и находишь что-то полезное, меня это тоже вдохновляет :)

      Удалить
  17. Умопомрачительно красиво! думаю, вдохновленная, я опять начну вышивать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне опять нужна твоя помощь с транскрипцией)) Кое с чем разобралась, но много и "нечитаемого". Подмогнешь? :)

      Удалить
    2. конечно! пиши, адрес знаешь?

      Удалить
    3. Лена, спасибо! я напишу, как только починю комп - полетел вчера, все выходные насмарку ((( Пишу со второго ноута, еле вошла сюда. Ох, как некстати... Я говорю, монохромное начало года.

      Удалить
  18. Спасибо за увлекательный и познавательный рассказ, очень интересно. Вышивка великолепная.

    ОтветитьУдалить
  19. Ника, привет! Специально выкроила время, чтобы не на бегу,а спокойно прочитать такой долгожданный пост.Я рада, что ты наконец-то появилась с порцией ликбеза в области примитивной вышивки.Я, конечно, тоже люблю вникать в разного рода тонкости,но так глубоко я еще пока не вникала в изучение примитивов. Поэтому всегда с большим интересом впитываю ту информацию, которой ты с нами делишься, и потихоньку присматриваюсь к примитивам.Спасибо тебе большое за твой колоссальный труд!!! Представляю сколько времени ты потратила на изучение, написание...
    И все же, не пропадай надолго! Твои посты- это такой подарок:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иннусь, хотела за выходные опубликовать статью по теме, но беда с компьютером, лечимся и конца края не видно, пока даже не имею доступа к собственным материалам (живы ли они вообще?? хорошо хоть распечатка есть, если что - буду вручную перенабирать) :((( Так что опять вот заранее оправдываюсь за свое возможное отсутствие.
      Примитив так многогранен, столько направлений, стилей, жанров, эпох - что глаза разбегаются. Конечно, не Собаками едиными жив примитив, это я просто осваиваю хомячьи запасы. Кстати, французский примитив тоже ведь существует, и современный, и старинный, там свое своеобразие и особенности. Присмотрись :)

      Удалить
    2. Категорически не согласна, что сэмплеры это примитивы, простите, думала промолчать, но не смогла... Это, как говорят в Одессе, две большие разницы...

      Удалить
    3. Ленок, не пугай людей :)) Разница, конечно, есть, но ощущать ее интуитивно начинаешь, только погрузившись в тему. Для начала надо увлечь(ся) :)

      Удалить
    4. Ника, а я к ним и присматриваюсь:). Мне как-то французы ближе по духу.
      Твою тарелочку (и не только) вчера в Стокманне видела, про тебя сразу вспомнила:)))

      Удалить
    5. Вооот, я говорю, что в этом бескрайнем море каждый может найти себе собственный островок :) Например, французский. По французским историческим сэмплерам есть специальные книги (со схемами), ну а современных разработчиков ты и сама наверняка знаешь. Кстати, сама Джулия, хоть и живет сейчас во Франции, но не француженка, а потомственная англичанка. И у нее типично французских сэмплеров и нет почти, это не ее стиль и эпоха.
      Иннусь, а посуды с лисичками там не было? (в таком же стиле) Я все боюсь, что Стокманн закроют окончательно (он уже продан другой компании, вдруг они изменят ассортимент), а лисичек я так и не дождалась...

      Удалить
    6. Я так смотрю, что и вторую ярую фрацузоманку интересуют примитивы? Это я про нас с Инной ))) Скоро-скоро и мы тоже что-нибуть вышьем эдакого.
      Ника, а мне рассказали про Джулия, как раз француженка. Это её муж ирландец (увы, теперь покойный), и вместе с ним, и в память о нём она увлечена изучением ирландских и кельтских традиций и узоров и тд. Но, я утверждать не буду, не очень-то я в теме.

      Удалить
    7. Юля, я сама теперь в недоумении после сообщения Ники. Информация противоречивая... в одном блоге Джулия пишет, что она исконно француженка, покойный муж ирландец, более того, она только изучает английский язык; в другом блоге опубликована автобиография, из которой выясняется, что детство и юность Джулия провела в Англии.
      Удалить

      Удалить
    8. Юль, с ее биографией все довольно туманно. В имеющейся у меня книге она вскользь упоминает об этапах развития своего бизнеса и о своих корнях. За ее английское (может, и ирландское, тут я ничего не знаю) происхождение говорит, во-первых, написание имени - у французов она была бы Julie, а не Julia. Во-вторых, она пишет в книге, что ее бабка была портнихой при дворе короля Эдварда VII - это британский король, сын королевы Виктории, правивший в первое десятилетие ХХ века. Вряд ли человек, имеющий корни во Франции, мог иметь бабку при британском королевском дворе. Хотя все в жизни бывает... Единственное, что тут косвенно в пользу твоей версии, - то, что она, как она пишет в книге, училась в École des Beaux-Arts (она не уточняет, где это учебное заведение располагается, но в таком написании известна только Школа изящных искусств в Париже). Впрочем, что мешало туда поступить из другой страны? Про мужа тоже не совсем ясно: в книге только говорится, что с выходом на пенсию они перебрались во Францию, а создала бренд она еще в Англии. Сейчас она, кстати, опять в Англии оказалась после 15 лет жизни во Франции... Я сейчас не могу найти эту информацию - было в закладках, но после проблем с компом у меня все пропало, там было интервью с ней, и она говорила, что вышла замуж за своего кузена. Вот не соврать бы мне! Попробую поискать эту инфу. Тогда бы это объяснило бы ее родственные связи и с Францией, и с Англией, и бабушку при британском королевском дворе. Вообще она очень закрытый человек, как мне кажется, и не так уж много о ней известно, к сожалению. Каких-то больших и ярких интервью с ней мне не попадалось, хотя - трудно нам здесь это все достать, может, кто-то из западных читателей больше меня в этой теме и внесет уточнения :)

      Удалить
    9. Наташ, спасибо за дополнения :) (я удалила дублирующий твой коммент, чтоб пустым не болтался) Правда, это нам ничего не проясняет :) Я все-таки думаю, что она правда полукровка и у нее родня и французская, и английская - и поэтому она туда-сюда мигрирует запросто.

      Удалить
    10. Вот, слава богу, не соврала - за двоюродного брата она вышла замуж. Вот тут на английском читаем: http://line.david.free.fr/jel.html
      И родители у нее, судя по именам, англичане, и юность ее прошла в Британии. Как ее занесло во Францию, не понимаю. Кстати, кто-то понял, что там за книги по "оккультизму"??

      Удалить
    11. Ника, я не помню...но мне показалось что-то с лисичками промелькнуло перед глазами...не уверена точно, обнадеживать не буду. Посуда, как твоя тарелочка, за стеклом стояла. Я как на цену одной средней тарелочки посмотрела...так у меня желание пропало смотреть сколько стоит все остальное из этой серии. Почти шесть тысяч за одну тарелочку...это, конечно, оч. круто. Я может на неделе загляну в Стокманн, если что- напишу тебе. Пока еще он работает. Ассортимента все меньше, а цены не снижают. Хоть бы распродажу какую-нибудь устроили )))

      Удалить
    12. Инн, 6 тыщ - это, скорее всего, самая большая посудина стоила. И у меня ее пока нет именно по причине цены - негуманно :(( А остальные чашки-блюдца, по крайней мере, несколько лет назад можно было по чуть-чуть докупать, цены были ниже. Танцующие лисички - это новая серия, и, видимо, ее не привозили в Россию и уже не привезут. Распродажи у них бывают, на НГ точно, но не на все товары. Ну и "сумасшедшие дни", но я на них не ходок - затопчут :)

      Удалить
    13. Девушки, спасибо за сведения. Правда, дело ясное, что дело тёмное, но тем интереснее, правда?! Люблю вещи с историей, а людей с биографией. Ну, в смысле, что бы и история и биография были интересными.

      Удалить
    14. Ника, сегодня была в Стокманне. Всю эту посуду пересмотрела и даже продавца попросила показать мне посуду с лисичками. Там были лисички, как на твоей тарелке, только на темно-синем и красном фоне. Но они точно не танцевали. Да и ваще лисы эти больше похожи на павлинов, чем на лис. От лис у них только хвост был. Наверное, это не то, что тебе надо.

      Удалить
    15. Ого, Иннусь, не забыла!! Спасибо! Да, эти варианты у меня есть, это всё продолжение одной серии. Новой с танцующими лисами, видимо, здесь не будет уже. Печалька (((

      Удалить
    16. Ника, теперь эти танцующие лисички засели у меня в голове...буду присматриваться :). Если что- свистну, а вдруг...:)

      Удалить
  20. Почти два дня вспоминала,где я видела отшив этого товарисЧА:)У Киры,кажется?
    Ты,безусловно,права:рамка-бордюр приковывает внимание!!!!Как и алфавит,и цвет ниток,и особенно льна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Лю, ты видела у нее отшив другого товарисЧА :) - точнее, начало отшива. Или он уже закончен? Я просто не видела итога. Тот сэмплер вышивала француженка MeriemC, ее блог у меня добавлен в колонку - кажется, это был единственный готовый отшив Эдсины Питерс (ох, как же она быстро работает, я поражаюсь!). А отшивов собачьего Гронингена я вообще не встречала в сети, было любопытно и страшновато начинать. Интересно, как бы он выглядел в других цветах. Кажется, что было бы уже не то впечатление.
      Рамка там аутентичная абсолютно - взята из музейной коллекции. Планирую, если комп не помер окончательно, показать исходник в следующий раз. А лен обычный, я за год почти "скушала" метровый отрез, остался кусочек-четвертинка - берегуууу с нынешними-то ценами ))

      Удалить
  21. Бог мой! Какой потрясающий пост! Ника, не могу передать, как же меня увлекла не только твоя работа, но все те исследования, которые ты провела, чтобы написать нам такую интересную историю. Ожидаю каждый раз новую твою работу и новый рассказ как ребенок! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за разделенную со мной радость!

      Удалить
  22. Ника, я твои посты читаю не с удовольствием, а со сладострастием:)
    Какой дизайн! Лонг доги вызывают у меня непроходящий душевный трепет...
    Скоро-скоро я и доберусь до них.
    Спасибо тебе за такое вдохновение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хе-хе, Аня, меняемся ролями - я тут начала пытаться делать первые пробы в малых формах, а тебя на гигантизм потянуло )))) Я, кстати, давно так не плевалась на свои кривые_руки - ну все-таки тяжело такими филигранными вещами заниматься, их надо чувствовать буквально подушечками пальцев, малейшая ошибка - и здравствуй, халтура... Бесконечно уважаю твое мастерство. Пытаюсь учиться через монитор :)

      Удалить
  23. Ника, твои посты читаются почти как роман! С таким удовольствием посмаковала каждое предложение, каждую фотографию... Великолепный монохромный сэмплер - и да, я бы тоже не устояла перед этим розовым бордюром :)

    ОтветитьУдалить