Translate

четверг, 19 мая 2016 г.

Черным по белому: гронингенские сэмплеры (часть 3)


Пока мои читатели не разъехались на летние каникулы, публикую окончание статьи о гронингенских сэмплерах и их создательницах и с чистой совестью беру тайм-аут :) Заключительная часть не так насыщена собственно рукодельной тематикой, но именно этот рассказ я люблю больше всего. Он кажется мне тихим неспешным разговором за чашкой душистого чая, в кругу семьи и самых близких друзей. Черно-белые фото, пачка пожелтевших писем, старый дневник или, быть может, безделица, чудом сохранившаяся на дне бабушкиной шкатулки - каждая вещь готова поделиться воспоминаниями... А что делать, если почти ничего осязаемого от прошлого не осталось? На помощь приходят скупые данные генеалогии. Оказывается, даже лаконичные даты метрических книг способны рассказать очень многое. Например, историю любви.





Для новых читателей блога - условия использования материала здесь
Часть первая - здесь.
Часть вторая - здесь.


(окончание)
***





История одной вышивальщицы


Редко какой старинный сэмплер имеет точную атрибуцию: время, чудом пощадившее творение вышивальщицы, уничтожает самое имя ее. Лаконичные инициалы на полотне обычно не могут нам ничего рассказать о своих создательницах, если только потомки бережно не сохранили семейные воспоминания. Но этому сэмплеру повезло: мы знаем не только имя той, что его создала, но и можем восстановить ее семейную историю.



Сэмплер Aike Elzes Snelter 1852


Этот сэмплер был вышит черным шелком, как гласит дата на светлом льне, в 1852 году. В этой работе есть всё, что отличает классические гронингенские образцы: изящный бордюр, двухъярусность и зеркальная симметрия, две "коронованные G" в нижнем ряду, пышные цветущие ветви в вазе и корзинах, две виноградные арки и два петушка, смотрящие друг на друга и как будто дразнящиеся... Внизу несколько зашифрованных в инициалы имен – возможно, родителей? К счастью, вышивальщица оставила свое полное имя - Aike Elzes Snelter, а ее потомки сберегли семейные реликвии. Благодаря этому у нас есть возможность познакомиться с автором сэмплера поближе.


Айке Элзес Снелтер (Aike Elzes Snelter) родилась 10 апреля 1839 года в местечке Хорн (близ Ведде, что в 8 км от Винсхотена, в регионе Олдамбт, на востоке провинции Гронинген). На момент создания вышивки ей было 13 лет. Из ее родословного древа, восстановленного местными любителями генеалогии, мы знаем, что ее отцом был фермер Элзо Гертс Снелтер (Elzo Geerts Snelter, 1803-1872), а матерью - Гертье Карсьен Эденс (Geertje Karsien Edens, 1806-1841). В браке ее родители прожили совсем недолго, около трех лет: Гертье умерла в возрасте 35 лет в родах второго ребенка. Первый важный вывод из этих скупых биографических дат: девочка, создавшая этот сэмплер, уже в двухлетнем возрасте потеряла мать... Благодаря архивным данным наша версия о том, что на сэмплере запечатлены инициалы родителей, подтверждается: EGS – это отец, а GKE – покойная мать. А инициалы KS, расположенные по обеим сторонам центральной вазы, - это имя умершего новорожденного братика, Карсьена Элзеса Снелтера (Karsien Elzes Snelter).



Какая же судьба выпала на долю Айке? Никаких сведений о том, что овдовевший отец поспешил жениться вновь и привести в дом мачеху, у нас нет – остается только удивляться, как фермер в одиночку вырастил малютку-дочь. Возможно, не обошлось без заботливой родни – и уж точно не без школы-пансиона, где, собственно, Айке и научилась грамоте и рукоделию. От ее детских времен сохранился то ли дневник, то ли блокнот за 1848 год, в котором она составила для себя расписание молитв на целую неделю: молитва утром в понедельник перед школой, молитва в школе, молитва после школы и так до вечера пятницы. Айке тогда было 9 лет.


Дневник Aike Elzes Snelter  за 1848 год



20 мая 1862 года, в возрасте 23 лет, Айке обвенчалась с 30-летним потомственным фермером Берендом Энгелсом Ренкеном (Berend Engels Renken, 1831-1920). На следующий год у молодоженов родился первенец - Энгел Берендс (Engel Berends). В течение десяти лет в семье родились еще четверо детей - три сына и дочка.




Фото (1870) годовалой дочери Aike Elzes Snelter  - Geertje Renken. Гертье, названная в честь бабушки, прожила долгую жизнь, скончавшись в 1966 году в Врисхело в возрасте 96 лет


В 1870 году разросшееся семейство перебралось на большое ранчо в селе Врисхело (Vriescheloo), под Беллингведде. Их прекрасно отреставрированный фермерский дом, в традиционном для этого района стиле, можно увидеть и ныне. Рядом с входной дверью в стене размещены два мемориальных камня с инициалами: слева - EBR (муж, Engel Berends Renken), справа - AES (Aike Elzes Snelter). Над центральным чердачным окном зафиксирована дата постройки - 1870. Жилая и хозяйственная части находятся под одной крышей, что нисколько не лишает этот коттедж солидности и основательности.



Семейное ранчо Ренкенов 1870 года постройки (Врисхело, близ Беллингведде). Здесь Айке прожила со своими близкими семь последних лет своей жизни


Жить бы да поживать большой и дружной семье в этом красивом новом доме. Но не все было благополучно. Одного из сыновей родители потеряли в четырехлетнем возрасте, и потому самого младшего ребенка назвали в память о нем - Хендрик (Hendrik). Но и над младшим Хендриком как будто тяготел злой рок: он скончался в 34 года от пневмонии. Может быть, и хорошо, что Айке об этом уже не узнала – потеря еще одного ребенка была бы для нее невыносима... Айке умерла в возрасте 37 лет, в воскресенье, 7 января 1877 года. Мы не знаем, что стало причиной ее ранней смерти: несчастный случай, болезнь или осложнения беременности. Не сложно заметить, что Айке повторила трагическую судьбу своей рано ушедшей матери. Ее единственной дочке Гертье на тот момент было 8 лет, а младшему сыну – 3,5 года. В своем новом доме Айке провела всего семь лет, счастливых и трагических одновременно.


Какая короткая жизнь. Как много горя с раннего детства узнала эта молодая женщина, счастье как будто ускользало от нее, едва посулив надежду... Да, всё так, но, с другой стороны, о многих ли обывателях, закончивших свой век в кругу семьи и друзей, вспоминают незнакомые люди спустя полтора века? Айке повезло: дети не забыли ее, и, несмотря на потери, семья жила дальше, рождались внуки, в доме звучали новые детские голоса, в сердце хранились воспоминания, а в семейном архиве - фотографии. Мы и сейчас можем увидеть на старых карточках семейство Айке и даже посмотреть ей самой в глаза.




Семейство дочери Айке - Гертье Ренкен, вышедшей замуж в возрасте 28 лет за 37-летнего фермера Янса Вуббеса Тхоолса (Jans Wubbes Thools). Самого младшего из детей держит на коленях няня. Фото 1907 года. В возрасте 64 лет Янс, работая в конюшне, получил серьезную травму головы, однако прожил еще 25 лет, скончавшись в 1950 году.





Супруги Berend Engels Renken и Aike Elzes Snelter. Это единственные сохранившиеся фотографии Айке и ее мужа



На этом фото Айке 31 год. В этом году, 1870-м, она как раз справляла новоселье. Сдержанное, волевое, решительное, но не суровое, не злое лицо. Просто стойкая женщина, вынесшая немало бед на своих плечах, рано осиротевшая и мечтавшая дать своим детям чувство дома, семьи, родного гнезда. Не получилось... Или все-таки получилось? Может, не случайно ее овдовевший муж так и не женился вновь, пережив любимую Айке на полвека и подняв в одиночку на ноги четверых детей. Кажется, все-таки это была история любви?

***

17 комментариев:

  1. Как интересно!!!! слушаю сейчас книгу "я послал тебе бересту" о раскопках в Новгороде и найденных там берестяных грамотах и тоже слышу голоса людей, живших в 13-14 вв. И твой рассказ сегодня прям в кон! наверно тоже надо оставлять подпись на вышивках)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала эту книгу Янина в детстве, отличная! И рисунки Онфима на всю жизнь запоминаются в этом возрасте :) Ты просто ностальгию у меня вызвала этим воспоминанием. Как много хороших книг тогда было - и как трудно сейчас найти что-то умное и вменяемое, а если что-то из переизданий и найдешь, то испортят халтурой-корректурой. А эту книгу я с тех пор вообще ни разу не встречала переизданной... А ты древней историей не увлекаешься? А то могу посоветовать маст-хэв по древней археологии :))) В подростковом возрасте я просто бредила этой книгой.
      Подписи - да. Я сначала так делала на Пауэллах, потом отказалась от этого, даже распорола кое-где. А для сэмплеров это более органично, хотя бы инициалы и год в уголочке :) Еще как вариант - на обороте рамы этикетку с надписью. Правда, потускнеть может со временем.

      Удалить
    2. А я книгу слушаю на audioknigi.club, вроде без корректуры, народный гнев и причины падения Новгородской республики не вымарали (возмущалась сегодня заявлением Михалкова, что крепостничество было высшей формой патриотизма русских людей - вообще с катушек съехал, историю страны не знает!)
      Не знаю пока, в какую сторону грести. Пытаюсь понять, кто же мы. Из школьного курса хорошо помню Египет, Грецию, Европу, а вот историю нашей страны, как то больше романовскую эпоху. Ну а что было в дорюриковский период просто провал. Советуй древнюю археологию! В школе мечтала стать археологом, но родители похихикали и сказали перекопать сначала дачу, короче отправили учиться на экономиста((
      А подписи и у наших есть, особенно на крестиковых полотенцах. Не всегда, но встречаются. Думаю, что их стали ставить чтобы не спутать чья работа, печатные узорники стерли всякую другую возможность идентификации

      Удалить
    3. Да, забавно про высшую форму патриотизма :) особенно если учесть, что большую часть истории русские люди были свободными от крепостничества - были формы экономической зависимости, но рабства, утраты личной свободы не было до XVI века (примерно тогда появилась поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" - был запрещен переход от одного помещика к другому). Т.е., грубо говоря, крепостничество в форме личного рабства существовало около трех веков, а вовсе не всю русскую историю и мнение о раболепии русских как национальной черте - всего лишь миф. Что, впрочем, нисколько это самое крепостничество не оправдывает.

      А на некрестиковых полотенцах тоже встречаются подписи? Интересно, какие самые старые даты - середина XIX века встречается? Или совсем мало сохранилось от того времени?

      Керам "Боги. Гробницы. Ученые" - для всех мечтавших и мечтающих стать археологами :) Читается как роман. У меня в Питере осталось издание 90-х годов, никак не могу привезти в Москву, тут уже складировать негде. Жаль, что не приходит никому в голову идея переиздать ее на новом полиграфическом уровне: это книга написана в 60-е годы, фото черно-белые, газетного качества - и если их по возможности заменить современными цветными или хорошими ч/б сканами с оригиналов - это будет просто потрясающая книга. Но издатели любят быстрые и легкие деньги, так что увы. Кстати, она требует и нового предисловия/послесловия: приключения вокруг исследования египетских гробниц продолжаются, интриги-скандалы-расследования не стихают. Недавно вот думали, что есть тайные комнаты в гробнице Тутанхамона, с якобы захоронением Нефертити. Шум-гам поднялся страшный - а проверить никак, сверлить стены никто не даст! Короче, похоже, египтяне обломались и комнат нет :) Но ведь какова интрига, какие страсти кипели - не хуже, чем 100 лет назад, во времена Говарда Картера :) И еще будут открытия, наука на месте не стоит.

      Удалить
    4. Я только на крестиковых полотенцах подписи видела, конец 19 начало 20 вв. Но они чаще и сохранились целиком, подпись шла по краю через все полотенце. Схожу на Марианнину выставку и сфотографирую для примера. От старинных же полотенец остались только концы и подписи я не замечала. Хорошая коллекция наших старинных вышивок и много еще чего, в том числе собранных Шабельскими, хранится у амеров, но спасибо им за хорошие изображения, многие можно до ниточки рассмотреть. Вот тут можно порыться http://metmuseum.org/ Там такие фартуки вышитые!!! Мама миа! Европейские семплеры нервно курят в сторонке. Но подписей я не видела, как и крестиковых полотенец. И думаю, что с датировками они в ряде случаев не правы. Ну а когда строчку по письму называют бобинным кружевом, даже я начинаю хихикать)))
      За книгу спасибо, поищу! Интересно!

      Удалить
  2. Обычные истории жизни...
    Но почему же так сильно охватывает волнение, интерес, хочется узнать ещё хоть что-то из жизни этой молодой женщины и из жизни её семьи, пережившей её и сохранившей память? В этом, наверное, вся суть - они смогли сохранить ПАМЯТЬ...
    Спасибо за историю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, Наталья, обычная жизнь, я бы даже сказала, типичная для большинства женщин того времени. Мать умерла совсем молодой от тяжелых родов - дочь умерла совсем молодой... Что меня по-настоящему удивило, так это роль мужчин в этих историях. Ведь ни отец, ни муж Айке, оставшись вдовцами, не обзавелись второй семьей! Мелькнула у меня задняя мысль, что, может, имели место незарегистрированные отношения... Но тут надо вспомнить место и время - самый консервативный протестантский регион (тот самый "Библейский пояс", где, по слухам, и сейчас можно подвергнуться остракизму за "неправедную" жизнь), маленькие поселки, где все всё друг про друга знают и от глаз церковной общины никуда не скроешься. Может, я и не права, но... хочется верить, что это были истории именно о верности и преданности, таких редких, даже немыслимых в наше время :)

      Удалить
  3. Красивая история, пример короткой (по нашим меркам) жизни женщины, успевшей так много: оставить память о себе в детях и вышивке. Такая вышивка ценна для потомков - история семьи. Красивый семплер, интересно было бы окунуться в условия его создания.
    Жалею, что в своё время не расспрашивала о своих ушедших родственниках. А у этой семьи сохранились фотографии и вещи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, я тоже не все успела расспросить и сохранить в памяти. Частично в силу незрелости (в ранней юности плохо понимаешь такие вещи), частично из-за упущенного времени (к сожалению, даже при жизни родственников можно опоздать - память часто уходит раньше людей). Но думаю, что многие вещи можно восстановить по документам, даже сухим и официальным. Признаюсь, что над этим текстом мне было интересно работать именно потому, что никакой биографии этой вышивальщицы нет :) Это моя попытка ее реконструировать из тех осколков, что дошли до нашего времени, из тех метрических записей в стиле "родился-женился-умер", что сохранили архивы. Насколько у меня это получилось - судить читателю, но я довольна. Оказывается, и такой вид источников вполне может заговорить человеческим голосом :)

      Удалить
  4. Несколько дней ходила под впечатлением истории жизни Айке. Ей очень повезло, что вы встретились. Ты пропустила через себя всю возможную информацию. Душой рукодельницы прикоснулась к ее творчеству. Повторила аналогичную вышивку. Как будто во времени есть незакрытый тоннель, где мы можем общаться с белошвейками, ткачихами, кружевницами. Весь мир знаком через шесть рукопожатий, говорят. А здесь напрямую- увидеть и потрогать, по возможности, шедевры ушедших мастериц. Благодаря тебе они уйдут небезымянными. Я почувствовала тепло, как будто лично знала Айке. Мы все похожи, девочки- вышивальщицы. Я в пять лет сама научилась вязать крючком. В восемь вышивала гладью.
    Давайте напишем собственные истории, соберем работы бабушек и мам. Вспомним свои работы. Для своих дочерей, внучек и правнучек. Надо заполнять бездонную пропасть в нашей истории вышивки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть, есть этот тоннель, Лен, точно есть. Просто, чтобы найти вход в него, надо самому дорасти, пропустить через себя эти истории прошлого, найти что-то близкое себе, своей жизни... И тогда эти тени прошлого сами заговорят, да так, что только успевай записывать :)

      Удалить
    2. Вот- вот. Что ты и делаешь. Не останавливайся. пожалуйста. Каждому дан кусочек "земли", которую надо возделать. Я, кажется. тоже доросла)).

      Удалить
  5. Солнце 13 / Елена.22 мая 2016 г. в 17:23

    Спасибо! Очень трогательно,интересно.Тоже прочла и сутки переосмысляла.Тут и судьбы и память рода. И подумалось,сохранится ли хоть одна из моих работ,и будет ли памятью для детей-внуков? Тоже редко подписываю свои работы,а стоит хотя бы год завершения указывать.Надеюсь на ваши дальнейшие находки и расследования!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада вас видеть, Елена :) Думаю, подписывать надо, на раме, на полях вышивки, которые идут на подгиб, или в уголочке. Никто не знает, сколько поколений наши работы переживут - надо оставить подсказки на будущее.
      Мне еще вот о чем думалось - сама вышивальщица прожила немного, и мать ее умерла молодой. А дочь, дожившая почти до 100 лет, как будто прожила и за себя, и за молодых маму и бабушку - целых три жизни. Словно и правда судьба после стольких потерь отдала сполна всё, что задолжала этому семейству.

      Удалить
  6. Ника, спасибо! Прочитала и понимаю, что бабушкины вышивки нужно хранить ещё бережнее... А идею со своим сэмплером я всё ещё вынашиваю: что-то записываю в блокнот, собираю по кусочкам...

    ОтветитьУдалить